Метаполитика

 


Мои статьи:

Ванга о России (2005 г.)

Живи, река! (март 2000)

А не повернуть ли нам земную ось? (май 2006)

Сочинение (май 2004)

Время пришло (2005 г.)

Помощь Небес (2003 г.)

Миссия Иисуса (2003-2005 гг.)

Календарь Нового Времени (декабрь 2005)

О Карме Времени Земли (сентябрь 2006)

Аркаим – ключ к тайне человечества (ноябрь 2006)

Апокриф (декабрь 2006)

Анти-антиутопия, или выход из двумерности (апрель 2007)

Приближение к реальности (январь 2008)

Драма (реферат) (июнь 2008)

Драма (дополнение) (декабрь 2010)

Драма (приложение) (февраль 2011)

Спасти Алтай (март 2009)

Основной вариант (апрель 2009)

Горы (июль 2009)

Письмо президенту (октябрь 2009)

Проект Россия (апрель 2011)

Письмо Е.А.Ямбургу (декабрь 2011)

Письмо в газету (март 2012)

Зеленая палочка (май 2012)

Про Сталина и про нас (октябрь 2012)

Введение в откровения (март 2013)

Из Даниила Андреева (февраль 2014)

Молитвы (ноябрь 2013)

 

Моя книга

«Свидания с Аркаимом»

home

 

 

ГОРЫ

 

 

В Национальном музее РБ (ул. Советская, 14) продолжается выставка картин Н.К. Рериха из фонда Международного Центра Рерихов (Москва). Основная тема художника и философа – Гималаи.

 

Впервые услышала я имя художника Николая Рериха много лет назад. И хотя ничего не знала о его необыкновенном жизненном пути и его книгах, было ощущение, что Рерих – не просто художник: за ним стоит какая-то тайна, которую я когда-то обязательно узнаю. Впервые на выставке его картин я побывала давно, экспозиция разместилась в Михайловском замке в Ленинграде. Полотна разных размеров, большие тоже. Основная тема – горы. Синева. Рисунок очень лаконичный. Картины Николая Рериха напомнили мне живопись Рокуэлла Кента. И еще – Мартироса Сарьяна, хотя горы Армении совершенно другие и краски иные.

В конце XIX и первой половине XX века в России и странах Европы работало много выдающихся художников, было много художественных направлений, много школ. Рерих стоит особняком. Правильно, что его работ практически нет в наших художественных галереях. Я говорю не о ранних его работах, не об эскизах к театральным декорациям. Рериха нельзя ни с кем сравнивать. У него иная миссия.

О чем же говорят его горы? Горы и небо. Горы и облака. Горы и стелющийся туман. Горы и снега. Горы и ледяной поток. Горы и человек, отшельник, вестник. Горы и всадник. Горы на рассвете, горы вечером. Горы и солнечный свет. Что художник хочет нам сказать, о чем поведать? Что дух гор передает нам через него? Нам, людям равнин? Мне, человеку степи?

Не могу похвастать разнообразием своих путешествий. Но все же вспомню свое впечатление от обзора с вершины горы Чека близ Сибая. Ширь степная, горизонт, очерчивающий земной шар, вокруг меня вид, как на географической карте. Вот там, на юго-западе, далеко-далеко, река Урал; на северо-востоке – небольшая Большая Караганка; жаль, бинокля нет, глаза уже дальнозоркие по возрасту, однако, не такие зоркие, как хотелось бы. И еще мои впечатления и ощущения – хребет Ирендык у водопада Гадельша (Сибай) и горы у озера Яктыкуль – до сих пор не забыть, хотя, разумеется, сравнивать с иными горами не стремлюсь.

Когда едешь на обыкновенном автобусе по дороге на Белорецк и далее, когда различаешь вдали синеватые пики гор, далеко не самых высоких гор на Земле, на душе поднимается радость – настоящие горы, всамделишные. Да, простая детская радость. Пусть кто-то не поймет. Просто жил-жил на свете человек, вся жизнь в городской суете. И вдруг – в первый раз – горы! Помните – как впервые увидишь безбрежное море. Не в кино, не по телевизору, а на самом деле. И волны шумят, шуршат, и вкус воды горько-соленый.

И еду через те же горы во второй, в третий, в четвертый раз, а синие вершины волнуют, как впервые. Что уж говорить о таких вершинах, как в Гималаях!

В двадцатые годы под руководством Н.К. Рериха осуществилась одна из самых крупных экспедиций XX века – Центрально-Азиатская (1923 – 1928). Еще в Петербургский период жизни у Николая Константиновича зарождается мечта побывать в Азии: осуществить большую научно-художественную экспедицию, которая могла бы открыть культурное единство народов в прошлом. Единство культур могло бы быть создано и в будущем.

«Кроме художественных задач в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древности Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов». («Сердце Азии»).

«Никакой музей, никакая книга не дадут права изображать Азию и всякие другие страны, если вы не видели их своими глазами, если на месте не сделали хотя бы памятных заметок. Убедительность, это магическое качество творчества, необъяснимое словами, создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы везде горы, вода всюду вода, небо везде небо, люди везде люди. Но тем не менее, если вы будете, сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать». (Н. Рерих «Сердце Азии»).

О двух мирах (там же):

«Нигде на Земле настолько не выражены два совершенно отдельных мира, мир земной с богатой растительностью, с блестящими бабочками, фазанами, леопардами, енотами, обезьянами, змеями и всей неисчислимой живностью, которая населяет вечнозеленые джунгли Сиккима. А за облаками в неожиданной вышине сияет снежная страна, не имеющая ничего общего с кишащим муравейником джунглей. И этот вечно волнующийся океан облаков и непередаваемых разнообразий туманов!»

Оканчивая очерк, он пишет:

«Гималаи закрывают Тибет. Где же такое сверкание, такая духовная насыщенность, как не среди этих драгоценных снегов? Нигде нет такого определительного слова, как в Сиккиме. Здесь ко всему прибавляется понятие геройства. Мужчины-герои, женщины-герои, скалы-герои, водопады-герои, орлы-герои… Не только духовные возвышения сосредоточились в Гималаях, но и физические возможности в богатстве своем создали для этой снежной страны высочайшую славу…»

И еще несколько слов Николая Константиновича:

«…Мы много где видели сказочную правду. В Срединной Азии, в Тибете, в Гималаях встречались враты в тридесятые царства. Высились нерукотворные великаны, и грозные, и ласковые, и зовущие».

В ходе Центрально-Азиатской экспедиции были сделаны интересные научные открытия, собраны уникальные коллекции. Материал оказался столь обширным, что впоследствии послужил основой при создании института гималайских исследований «Урусвати», с которым сотрудничали ученые из разных стран мира.

После завершения экспедиции Рерихи поселились в предгорье Гималаев, в долине Кулу – одной из самых священных долин Индии. Там была создана большая часть горных пейзажей.

Что такое горы? Зачем горы?

Есть миф:

«Когда планетный создатель трудился над оформлением тверди, он устремил внимание на плодоносные равнины, которые могли дать людям спокойное хлебопашество. Но Матерь Мира сказала: «Правда, люди найдут на равнинах и хлеб, и торговлю, но когда золото загрязнит равнины, куда же пойдут чистые духом для укрепления? Или пусть они получат крылья, или пусть им будут даны горы, чтобы спастись от золота». И создатель ответил: «Рано давать крылья, они понесут на них смерть и разрушение, но дадим им горы. Пусть некоторые боятся их, но для других они будут спасением». Так различаются люди на равнинных и на горных». («Мир огненный» - «Живая Этика»).

Утверждают, что Николай Константинович рисовал горные пейзажи по памяти. Но мне не верится. Самый гениальный человек не может обладать такой абсолютной памятью. Оставить нам, людям, многочисленные образы этих великих гор – это была непременная задача Рериха. Чтобы с ней справиться, ему нужны были помощники. Разве у него не было таких наставников, воссоздающих увиденные им прежде картины перед глазами, чтобы он, спустя годы, мог запечатлеть их на картине для нас?

В книгах «Живая Этика» нашли отражение знания древних учений Запада и Востока об одухотворенной системе Мироздания, о ее разумных силах и воле Космоса, который постоянно взаимодействует с планетой и человеком, о самом человеке. Наша жизнь на всех уровнях подвержена действию Великих Законов Космоса, в том числе, закона Учительства. В разные моменты человеческой истории Великие Учителя проявляли себя, и человечество в целом никогда не существовало без их содействия на Земле. С ними были связаны создатели религий, философий, духовных движений. Восток называет Учителей Махатмами, Великими Душами. В одном из очерков Н.К. Рерих пишет: «Можно назвать многих еще живущих, которые лично встречали Махатм. Эти памятные встречи происходили как в Индии, так и в Англии, Франции, Америке и других странах». «Пройдя эти необычные нагорья Тибета с их магнитными волнами и световыми чудесами, прослушав свидетелей и будучи свидетелем – вы знаете о Махатмах. Я не собираюсь начать убеждать о существовании махатм. Множества людей их видели, беседовали с ними, получали письма и вещественные предметы от них… Знание входит в открытые двери. Если предрассудок существует, он должен быть изжит изнутри». «Ближе к области Шигатзе, на живописных берегах Брамапутры и в направлении к священному озеру Манасаравар, еще совсем недавно существовали Ашрамы махатм Гималаев… Здесь еще живут престарелые люди, которые помнят их личные встречи с махатмами… Некоторые люди помнят, что здесь была, как они выражаются, религиозная школа, основанная махатмами Индии… Вот в этих пещерах они останавливались, вот эти потоки они переходили, вот в этих джунглях Сиккима стоял их внешне так скромный ашрам».

Прошу простить меня за некоторое отклонение от темы. Хочу только показать, что если благородное дело нужно людям Земли, то необходимо желание, воля, труд, талант, настойчивость, а Учителя и Помощники придут без зова.